четверг, 14 января 2010 г.

Буржуазное обществознание




Доктрина «государства всеобщего благоденствия» и поныне выступает в идеологическом арсенале буржуазии в качестве альтернативы реальному социализму, воплощающей-де в себе все «достоинства» капитализма и преодолевающей в то же время все его крупнейшие недостатки, в том числе цикличность, экономические кризисы, безработицу, нищету. Вместе с тем в последние годы среди буржуазных идеологов США развернулась острая дискуссия по проблемам внутриполитической деятельности буржуазного государства: либералы продолжают выступать за расширение социально-экономических функций федерального правительства, а консерваторы гораздо активнее, чем раньше, требуют отказа от кейсианских программ и буржуазного реформизма и возвращения к традиционным, «классическим» путям развития капитализма. Эта дискуссия, воздействующая на все области буржуазного обществознания, заслуживает самого пристального внимания.
Однако невольно возникает вопрос: как может выступать в качестве «подпорки» «американской исключительности» доктрина «государства всеобщего благоденствия», если она находится на вооружении и используется в апологетических целях идеологами и политиками всех развитых капиталистических стран? Дело в том, что многие буржуазные идеологи США считают «государство всеобщего благоденствия» достижением именно американского капитализма, полагая, что оно выступило в качестве фундамента «американизма» XX в., обеспечивающего его не подвластность воздействию разрушительных революционных ветров и социалистических принципов.
Показательна в свете сказанного аргументация С. М. Липсета. Размышляя о причинах слабого распространения социализма в США в сравнении с другими капиталистическими странами, в том числе западноевропейскими, Липсет в качестве одного из препятствий выдвигал наличие в идеологии и практике «американизма» «эгалитарной сущности», которая являлась неким индивидуалистическим суррогатом социалистического равенства и проявлялась в различных формах на разных исторических этапах американского капитализма.
стихи о любви